Определение центра тяжести аналитическим путей
Определение центра тяжести самолета взвешиванием производится как для „пустого* веса, т. е. без нагрузки, но со всем несъемным оборудованием и с водой в водяной системе и маслом в картере, так и для веса с полной нормальной нагрузкой для данного самолета. Определение центра тяжести аналитическим путем не исключает необходимости проведения этой работы. Но на практике, в эксплоатации самолета и при испытании, часто встречается необходимость определения центра тяжести не только для указанных двух положений. Различные варианты нагрузки, а особенно перегрузки, могут вызвать значительное изменение центровки самолета.
Так как взвешивание, особенно тяжелых самолетов, дело довольно сложное, то определение положения центра тяжести при других различных вариантах нагрузки удобно производить аналитически.
Из результатов взвешивания нам известны вес пустого самолета G и точка приложения этого веса. Для каждого вида нагрузки, будь то экипаж, горючее или бомбы, мы тоже можем определить веса их £•,, и точки приложения этих весов, т. е. тоже можем определить центры тяжести каждого вида нагрузки и определить их место на самолете (фиг. 103).
Возьмем теперь сум иу моментов от всех приложенных к самолету
ІЄ&
весов относительно какой-либо точки на самолете. Удобно за такую точку взять кончик носка мотора М. Измерим расстояние от точки приложения каждого груза до носка мотора М—расстояния х{, х2, хн… Тогда координата х центра тяжести самолета со всей нагрузкой определится по известной формуле.
+ ga*a + + • • • _ %_gx
£i + & + £s + ••• 2g ‘
Отложив от носка мотора вычисленное х, получаем новое расположение центра тяжести самолета по горизонтали. Вычислять его расположение по вертикали нет надобности, так как на практике в большинстве случаев достаточно знать перемещение центра тяжести по горизонтали.
Для уменьшения измерений и вычислений иногда удобнее брать за исходные данные вес и центр тяжести не пустого самолета, а самолета с полной нормальной нагрузкой,
2. Средняя аэродинамическая
хорда и ее определение
По своему названию и смыслу средняя аэродинамическая хорда для любого самолета должна представлять хордуэкви- валентного данному самолету моноплана с прямоугольным крылом. Необходимость отыскания такой хорды вызвана тем, что для центровки самолета и решения связанных с нею вопросов устойчивости самолета нужен какой-то критерий, который был бы пригоден для применения к самолетам самых разнообразных по своему расположению и очертанию крыльев систем. При наличии такого критерия мы можем определить для любого нового самолета обычной. формы, обеспечивает ли его центровка достаточно безопасную во всех случаях нагрузки экс — плоатацию самолета.
Как теоретические и экспериментальные исследования, так и практика эксплоатации самолетов показали, что наиболее благоприятные результаты дает такая центровка самолета, при которой центр тяжести расположен, примерно, в пределах 30—33°/0 средней аэродинамической хорды.
Вычисление средней аэродинамической хорды в нашей испытательной работе производится по излагаемому ниже способу. Способ этот не совсем обоснован теоретически. Но все же он дает возможность судить об устойчивости и штопорных свойствах самолета, почему определение расположения центра тяжести самолета в процентах средней аэродинамической хорды является необходимым и обязательным при испытании каждого самолета.